Откуда пошло значение выражений.
Деньги не пахнут.Это крылатое изречение принадлежит римскому императору Веспасиану. В поисках дополнительных доходов казны он ввел налог на общественные туалеты, которые на беспристрастном латинском языке именовались не иначе как "мочевые". Когда сын императора упрекнул отца в том, что он ввел такой "неприличный" сбор, Веспасиан поднес к его носу деньги, которые принес этот налог, и спросил, пахнут ли они.
Ответ сына был отрицательный. Изнеженные римляне не могли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, ведь туда, как и в знаменитые бани, ходили не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед. Расчет императора оказался верным - деньги хлынули в казну.
читать дальше
Истина в вине.
Очень часто выражение произносится по-латыни: In vino veritas. Фраза пришла к нам из труда дремнеримского ученого Плиния Старшего (24-79 годы нашей эры) "Естественная история", где употребляется в зна-чении: что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Сейчас красивое выражение могут употреблять в любом смысле: от осуждения пьянства, до полного его оправдания. Придумано даже продолжение поговорки: In vino veritas, ergo bibamus! (Истина в вине, следовательно - выпьем!)
— А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
"In vino veritas" кричат.
- конечно же, это Александр Блок.
КРОКОДИЛОВЫ СЛЕЗЫ.
Древние египтяне считали нильских крокодилов носителями божественного зла. Их кормили, к ним обращались с заклинаниями, чтобы усмирить их гнев. Кровожадность и коварство крокодила послужили поводом для удивительных фантазий. Древнегреческий ученый Элиан в своем зоологическом трактате писал, что крокодил, набрав в рот воды, обливает ею крутые тропинки, по кото-рым люди и животные спускаются к реке. Как только жертва поскользнется и упадет, крокодил подскакивает к ней и пожирает.
Другие рассказывали, будто чудовище, проглотив ту-ловище человека, почему-то всегда орошает его голову слезами и только тогда заканчивает свое страшное пир-шество.
В одном из русских «Азбуковников» - своеобразном словаре XVII века - это древнее поверье было пересказано так: «Крокодил зверь водный... Егда имать человека ясти, тогда плачет и рыдает, а ясти не перестает, а главу от тела оторвав, зря (то есть смотря на нее), плачет».
Вот это «лицемерие» крокодилов еще в древности дало повод для возникновения выражения, известного у всех народов. Крокодиловы слезы - фальшивые слезы, притворные сожаления.
Ну, а все-таки, имеет ли под собой какую-то почву рассказ о слезах?Льют ли их крокодилы или они всего лишь плод буйной фантазии древних? Ответить на это не так уж просто.
Автор сатиры «Похвала глупости» Эразм Роттердам-ский ( XVI век) полагал, что у крокодила при виде человека текут не слезы, а слюнки. Прошло четыре века, но до последнего времени никто так и не узнал ничего достоверного о крокодиловых слезах. Их тайну разгадали совсем недавно шведские ученые Фанге и Шмидт-Нильсон. Оказалось, что крокодилы и в самом деле плаксивые существа. Но вызвано это избытком не чувств, а солей. У крокодила для удаления из организма избытка солей развились особые железы; выводные протоки этих желез расположены у самых глаз крокодила. Вот и выхо-дит: заработали эти железы - и крокодил «заплакал» горючими солеными слезами.
Итак, крокодиловы слезы - это не слезы коварства и лицемерия, да, строго говоря, и не слезы вообще. Но свя-занное с древней ошибкой выражение живет в языке и наверняка останется в речи народов на многие века.
А зачем языку от него отказываться? Плачут ли крокодилы или нет, есть немало людей, обожающих по всякому поводу лить ручьи притворных слез, слез, текущих из человеческих глаз, но по существу понятия - «крокодиловых».
Выражение "судью на мыло" появилось в русском языке многие десятилетия назад. Правда, формула могла варьироваться - "Судью - в утиль". Иначе говоря, это восклицание предполагало переработку тела судьи (ни на что более не годного) в качестве вторичного сырья. Заметим, что с мылом в те времена, когда технология производства этого продукта была еще не так далека от потребителя, ассоциировался устойчивый миф. Считалось, что мыло (во всяком случае низкосортное) изготавливается из падали. Была, между прочим, такая профессия - живодер. Люди эти занимались делом, ничего общего со зверской жестокостью не имевшим. Они обдирали шкуры с палого скота. И шире - заготавливали животное техническое сырье (в частности, жир, который шел и на мыло тоже). Промысел неприятный и эпидемически опасный, но довольно выгодный. На живодерню отправлялся по преимуществу мертвый скот. Или больной - только на мыло и годный. Соответственно, было и досудейское выражение "отправить на мыло" (обычно о лошади). Негодного судью - на мыло! К живодерам. Кому еще он нужен?
Выражение "играть в бирюльки"- означает заниматься ерундой, бездельничать.
Но,оказывается, если вы играете в бирюльки, это вовсе не значит, что вы занимаетесь ерундой. Бирюльки-сбор игрушечных предметов(посуды,лесенок,шляпок,палочек и т.д.),старинная русская игра.Смысл игры состоит в том, чтобы из кучки таких игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальных. Чтобы бирюльки было удобно зацеплять, их изготавливают в форме предметов, имеющих ушки либо отверстия — чашек, чайников и так далее. Иногда бирюльки изготавливают в виде кусочков абстрактной формы, тогда в них сверлят несколько небольших отверстий. В качестве бирюлек можно также использовать под-ручные предметы — соломинки или спички. Основное назначение игры - стимуляция мозга, воображения, расчета движения тел в пространстве.
Неизвестно, когда и как бирюльки переросли в поистине всенародную игру. Неизвестно также, какой русский умелец впервые изготовил бирюльки. Само слово «бирюльки» имеет восточнославянские корни и означает оно «бирать» - брать. В России существовало два вида игры в бирюльки - играли в бирюльки-палочки и в бирюльки, выточенные на токарном станке. И если бирюльки в виде палочек, проволочек или соломинок, можно было сделать самим, и играли в них в основном деревенские детишки, то токарные изделия были предназначены для игроков более высокого положения.
Начиная с XIX века точеные русские бирюльки стали семейным и даже светским развлечением, а к началу XX столетия их можно было назвать одной из наиболее популярных игр любого сословия. Бирюльки изготавливались из различных пород дерева от липы и берёзы до экзотической пальмы, и даже из слоновой кости. Фигурки для игры изготавливались самые разные – миниатюрные чашечки, чайники, флейты и контрабасы, оружие и обувь и прочие маленькие чудеса, а шкатулки, в которых они хранились, украшались драгоценными камнями и тонкой резьбой. Бирюльки были непременным атрибутом аристократических салонов. В коробочках разных форм и размеров они продавались в московских магазинах в комплекте с шоколадными наборами. Считалось признаком хорошего тона подарить набор бирюлек к празднику или на новоселье.
@темы:
Флешмобы, гадания, тесты, гороскопы